Тварь страдающая:
думать картины Василия Ватагина
Искусство, которое говорит с душой
Архитектурно-пространственное решение входа в Зоологический музей радикально отличается от парадных порталов «соседей» по старому университетскому кампусу МГУ на улице Моховой.
Итак, вот вы входите в фойе музея на Большой Никитской, дом 2, и… кто на вас смотрит? Издалека, но пристально.
Василий Ватагин считал, что путь совершенствования человека идет через познание окружающего мира природы – разными путями. Наука – только один из них.
Определите, что за животное изобразил художник на картине по её фрагменту.
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне…
<…>
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне…
Мы с вами подойдем к картинам, на которые, к сожалению, так мало обращают внимания посетители Зоологического музея, будем их смотреть и будем их думать.
Каждый из нас входит в пространство музея, таща за собой на дребезжащих колесиках чемодан собственного жизненного опыта. Опыта всегда субъективного. Чем он и ценен, потому что подразумевает личностное прочтение увиденного. Так и мы – делимся здесь и сейчас впечатлениями, делимся экспрессией и импрессией от увиденного, передуманного и пережитого в музее. Наша интерпретация сюжетов картин Василия Алексеевича Ватагина – это взгляд изнутри – из Зоологического музея, для которого художник писал полотна, взгляд изнутри того знания, которым обладают ученые об окружающем мире. В музее и мы, и картины неуловимым образом ежедневно общаемся в едином пространстве – встречаемся взглядами с тиграми и слонами, оленями и барсами, медведями и сайгаками.
Картина, изображение – статичны. Как мгновенная фотография, она запечатлевает уникальный момент. Что было до, что будет после – можем только догадываться, фантазировать, интерпретировать. Но именно для этого картина и написана – чтобы пробудить нашу мысль к действию, к работе после того, как зритель выйдет из музея. В том числе и работе над собой.

Картина, изображение – статичны. Как мгновенная фотография, она запечатлевает уникальный момент. Что было до, что будет после – можем только догадываться, фантазировать, интерпретировать. Но именно для этого картина и написана – чтобы пробудить нашу мысль к действию, к работе после того, как зритель выйдет из музея. В том числе и работе над собой.
Сам Ватагин, характеризуя творчество художника, использовал слово «выявление». Вместе с вами мы попытаемся выявить скрытый смысл посланий художника так, как он открывается нам в пространстве музея.

Художник-анималист Василий Алексеевич Ватагин работал в непростое время
В самый продуктивный, деятельный период – в середине прошлого века, двадцатые, тем более тридцатые годы – он не мог открыто высказываться на мировоззренческие темы. А проблемы осмысления окружающего мира и мира внутреннего – осмысления не только научного, но и художественного, религиозно-философского, нравственно-этического – как всякого думающего человека, его волновали и трогали. Об этом – многочисленные свидетельства эпистолярного наследия, его собственных воспоминаний и воспоминаний о нём. А как художник отзывается на волнующие вопросы современности? Только через творчество.
В Зоологическом музее Московского университета Ватагин начал работать уже после не вполне успешного проекта создания «идеологического музея». Тогда вместе с будущим директором Дарвиновского музея Александром Федоровичем Котсом они были вынуждены даже уничтожать некоторые скульптурные работы, которые могли бы вызвать неудовольствие большевистских властей. И видимо вызвали. Иначе как понять сохранившуюся в архивах фотографию Котса с остатками бюста Рудольфа Штайнера во дворе музея? А такие концептуальные вещи Ватагина, как, «Антропософский триптих», «Эволюция мировоззрений» на десятилетия пришлось спрятать в запасниках. С Александром Котсом, его женой и соратницей Надеждой Ладыгиной-Котс Василий Ватагин задумывал эпический музей-храм, посвященный синтезу науки, искусства и религии. Искали пути непротиворечивого единения этих трех так трудно сочетаемых ингредиентов человеческого разума.
Ватагин с Котсом не считали музей простым собранием редкостей или нужностей для науки. Для них музей имел сакральное значение, как алтарь человеческого знания. Причем это не только место, куда приходят для освящения и посвящения. Он и сам по себе является источником священного света просвещения для всего окружающего мира. А святилище требовало соответствующего художественного антуража. Об этом Ватагин высказывался в письмах Котсу, в которых соратники обсуждали внутреннее устройство и оформление нового музея. Но… не вышло.
Не получилось. И не потому, что смесь науки и религии – давно известно – взрывоопасная, а исключительно по внешним причинам: советской власти такая сомнительная эклектика, да еще воплощенная в фундаментальных художественных образах, уже никак не пришлась ко двору. Советская власть к тому времени окончательно определилась с собственными поисками – творчество должно отражать и восхвалять победы нового строя и ничего более. Даже если побед нет, их нужно красиво, желательно реалистично выдумать. На то вы и художники. Такое у вас госзадание.

Изображение – это текст
Картина художника – это послание миру: крик, боль, радость, созерцание, любовь, страдание, завещание, наказ. Это послание зашифровано, а мы с той или иной степенью успешности и достоверности его прочитываем, примеривая на него дерюжку собственного жизненного опыта, образования, личных успехов и неудач.
Внутренний, ищущий, религиозно-нравственный человек Ватагина выплескивался в творчестве, но выплескивался прикровенно, не явно, прятался под веригами канонов соцреализма.
Могла ли на этом успокоиться такая неутомимая творческая личность, как Ватагин? Да ни Боже мой!
Поэтому можем предположить, что те 40 лет, которые Василий Алексеевич после неудачи в Дарвиновском, проработал в Зоологическом музее МГУ, не прошли ремесленной барщиной, не оказались исполнением заказа зарисовать стены картинками на естественнонаучные темы. Хотя именно так считает большинство художественных критиков. Они относят анималистику к маргинальной сфере живописи, отказывают этому жанру в способности ставить, а тем более решать духовно-нравственные задачи, к чему призвано искусство. Но нет! Внутренний, ищущий, религиозно-нравственный человек Ватагина выплескивался в творчестве, но выплескивался прикровенно, не явно, прятался под веригами канонов соцреализма.
Работ Ватагина на не анималистические сюжеты не так уж много, и все эти композиции полны символизма.Так, в 1920-е годы, Ватагин по заказу Котса помимо «Антропософского триптиха» создал трехчастное панно «Эволюция мировоззрений»: «Античные мифы», «Догматическое богословие» и «Наука». К теме символической интерпретации мироздания он возвращался неоднократно. А что, если взглянуть под таким углом зрения и на росписи Зоологического музея?

Беда или даже ошибка предыдущих интерпретаций наследия Ватагина в том, что его картины рассматривались отдельно от внутреннего пространства музея. Их обсуждали как фон, как сугубо иллюстративный материал для экспозиции. Но при этом без экспозиции и вне музейного архитектурно-пространственного плана.
Так уже было в истории живописи при оценке художественного значения иконы. Да, можно рассматривать икону, как отдельный предмет, как произведение искусства, как музейный артефакт. Но «звучит» она только на своем месте – в едином измерении-ансамбле христианского храма, где соединяется со звуками, красками, запахами, священнодействиями и смыслами сакрального пространства.

Даже теперь, через 50 лет, невозможно спокойно писать и не находишь слов, чтобы передать потрясающее впечатление
Кстати, самая яркая импрессия Ватагина в Индии – именно храмовые комплексы. Мало им сказано о внутреннем содержании, а вот художественные решения вызывали восторг. Так, его внимание привлекло ансамблевое решение величественного индуистского комплекса в Мадурае: «святилище под золотым разукрашенным куполом; туда ведут полутемные коридоры и галереи – сотни колонн по сторонам. … Из полутьмы смотрят фантастические фигуры и лики богов… Мерцают светильники, крупные летучие мыши проносятся под потолком и огромными стропилами. Впечатление настоящей жути. Даже теперь, через 50 лет, невозможно спокойно писать и не находишь слов, чтобы передать потрясающее впечатление.»
Возможно, работа с Александром Котсом над идеей музея-храма являлась попыткой реализовать в жизни то далекое впечатление, ту концепцию мироздания, которую он прочувствовал в Индии. Именно это проглядели критики, называвшие его скучным художником естественнонаучных музеев.

Музей как храм
Вход в музей до странности напоминает внутреннее пространство древнейшего христианского храма – базилики.
Архитектурно-пространственное решение входа в Зоологический музей радикально отличается от парадных порталов «соседей» по старому университетскому кампусу МГУ на улице Моховой – здания Института стран Азии и Африки, факультета журналистики и даже Татьянинского храма – со сверкающими белым имперским мрамором помпезными лестницами. Вход в музей до странности напоминает внутреннее пространство древнейшего христианского храма – базилики.

В символическом отношении храмовый неф (от латинского слова nAvis – корабль) с алтарной апсидой изображал Ноев ковчег, в котором, как мы помним, спасались все живые твари, каждая по паре, вместе с семьей праведного Ноя. Фрески наполняют сакральное место смысловым содержанием. Традиционно на восточной стене храма звучит тема Воскресения, на западной – тема Страшного Суда. Сюжеты боковых стен не столь каноничны и зависят, скорее, от фантазии живописца.

Посмотрим, как это решил Ватагин в фойе Зоологического музея, если иметь в виду аллегорическую проекцию музея-храма.
Какую же сюжетную интригу предлагает нам художник?
Поднимите голову и взгляните на двенадцатиметровые потолки и протяженность внутреннего пространства «входной группы» музея – тот самый неф древней базилики. На старых дореволюционных планах видно, что пространство это изначально было трехчастным – центральный неф отделен рядами колонн с пролетами от двух боковых. Промежутки между колоннами главного нефа не были заполнены, как сейчас, отчего создавался огромный парящий объём сводчатых потолков. Ныне это уже не видно, такого первого сильного впечатления нет, арочные пространства закрыты художественными панно Василия Ватагина, словно это большие проёмы – окна в иной мир, мир дикой природы, удивительному разнообразию которого и посвящен музей.
Восемь больших «фресок» окружают нас. Не будем торопиться, остановимся, и начнем их разглядывать пристальнее. Каждая фреска имеет несколько планов, с далекой перспективой – где горы, где холмы, где осенняя тайга, где далекий вулкан или ледник.

Сначала выскажем предположение. Сюжеты фресок центрального нефа музея можно выразить известной библейской цитатой из послания к Римлянам, 8:22, вынесенной в эпиграф нашего выпуска: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, ожидая откровения сынов Божиих». Пять сюжетов фресок из шести – страдание в чистом виде: нападения хищников, охота, хищник над мертвой жертвой, турнирный бой двух разгоряченных страстью самцов. Шестая картина – со стадом зубров на водопое, казалось бы мирная и даже элегическая, совсем о другом. Но об этом отдельно. Переживание страданий живой плоти и сострадание ей со стороны человека – вот, на наш взгляд, центральная тема, которую предлагает Ватагин входящим под своды музея, и которая явственно звучит здесь с первых же шагов.

И для начала подойдем поближе к мамонтам, не бойтесь, ведь это всего лишь картина…
Страсти по Ватагину или тварь страдаюшая
Картины Василия Ватагина оживают для людей в музее своими историями.
Мамонты – восточная стена.
Лапландия
Итак, вот вы входите в фойе музея на Большой Никитской, дом 2, и… кто на вас смотрит? Издалека, но пристально. На вас смотрит – мамонт. Не добро глядит, ой не добро… Чего он так уставился-то, спрашивается? Скосил вбок глаз, прямо вперился в вас. Хочется даже сразу попятиться и убежать от такого взгляда.
И это правильно. А это вы его убили, вот он и смотрит. Не вы лично, конечно, но ваши предки – первобытные охотники. Взор мамонта с порога обличает того, кто его истребил. По крайней мере, предательски воткнул копьё в мохнатую спину, добил в трудную эпоху потепления климата и катастрофических изменений привычного ландшафта мамонтовой фауны – тундростепи. Мамонты проявили упорство и боролись до последнего. Мы чуть-чуть не успели – последние останки датируются временем всего 5000 лет назад. А могли бы использовать при постройке БАМа или там прокладке труб «Силы Сибири» бесплатную рабочую силу мохнатых древних гигантов.
Мамонты вымерли, но...
Помогли им наши предки уйти в страну Вечной охоты или нет – тут ученые до сих пор спорят. Возможно, Ватагин изобразил как раз стадо последних мамонтов. Их было 10 миллионов в тундростепях Евразии. А осталась вот эта группа из 6 зверей. Пейзаж суров и монументален, как и сами животные. В фигурах ощущается напряжение, тревога и уныние – корма мало, кругом наседают хищники – четвероногие и двуногие. Тревога во всей динамике картины. Тревога и безнадежность. Сгорбившись, бредут животные по бесплодной, бугристой, бурой тундре. Ледяной ветер с ледников развевает жесткие копны волос на загривке первой, самой крупной самки, которая ведет стадо – словно флаги несущегося по стерне на верную гибель эскадрона тяжелых кирасиров. Детёнышей не видно. Видимо, перед нами и правда последние остатки мамонтов, которые жили в тундрах Сибири ещё в те времена, когда египтяне уже строили пирамиды в Долине мертвых.
Мамонты вымерли, ушли в небытие, наполнили своим шумным лохматым присутствием мир мёртвых. Но здесь, на восточной стене музея, они живые – идут себе, пыхтя, по тундре. Живые, теплые, свободные. Чем не картина на традиционный сюжет Воскресения всей твари, освобожденной наконец, от мучения?
Скажем больше: тема воскрешения мамонтов вообще время от времени возникает в связи с очередными успехами генной инженерии. Почему-то именно про мамонтов чаще всего спрашивают журналисты сотрудников нашей лаборатории древней ДНК в этой связи. Но… нет, пока нет. ДНК – штука хрупкая, даже в вечной мерзлоте не выдерживает и распадается на фрагменты, так что говорить о клонировании мамонтов из древней «молекулы наследственности» пока ещё рано, технологии не позволяют.
Есть свидетельство ученика Василия Ватагина о том, где художник делал первые наброски ландшафта для панно с мамонтами. Но здесь уже начинается личная, авторская история. Вот сейчас я стою у микрофона в студии звукозаписи факультета журналистики Московского университета на рубеже шестидесятилетия. И как многих в этом переходном возрасте, меня терзают мысли о творчестве, о жизни, о старости и последнем переходе. И тут воспоминания Василия Алексеевича очень помогли мне, потому что он прошел через эти же муки рефлексии человека о смысле бытия и своем предназначении.
Василий Ватагин встречал этот возрастной рубеж на Севере, в Лапландском заповеднике, на этюдах с учеником Вадимом Трофимовым. И тоже казался задумчивым и даже расстроенным, пребывающим в сомнениях. Показывая последние наброски, сказал: «Знаете, Вадим, все-таки годы берут своё, заставляют подумать о старости. Мне кажется, я что-то потерял, перестал видеть, и рисунки кажутся хуже, чем раньше». И показал два этюда с гранитными «лбами», словно идущими прямо на зрителя. Позднее эти рисунки превратились в композицию с группой мамонтов, уходящих от надвигающихся ледников. Так написано в воспоминаниях самого Трофимова. Из этих слов становится понятно, что сначала на рисунках Ватагина присутствовали только причудливые гранитные скалы, покрытые мохнатыми северными лишайниками, и только потом они трансформировались в сложную многофигурную композицию с животными.
Сейчас, когда смотрю на этих мамонтов в фойе музея, сюжет картины кажется очень символичным. Старость – это ледники, это бесплодная замшелая каменистая земля, с которой фигуры древних животных словно сливаются и фактурой, и цветом. Косная мертвая материя настигает живую плоть, растворяет в себе, поглощает, умерщвляет. Но душа живая все-таки сопротивляется, рвется к жизни и творчеству и через творчество – воскресает.
Кажется, что именно такую мысль через далекую историю из Лапландии художник хотел донести до зрителей этим сюжетом. По крайней мере так она помогла преодолеть мою собственную рефлексию – так мудрость жизни побеждает сомнения. А мамонт, кажется мне, теперь не смотрит так уж сурово, а скорее лукаво подмигивает с пятиметровой высоты из под старинных сводов музея.

Такими историями в музее оживают для людей картины Василия Ватагина.
Оторвемся от пристального или мудрого, для кого как покажется, взора мамонтов и повернемся к западной стене, к той фреске, которая изображена над входом – путь к отступлению из музея нам преграждает несущееся по степи стадо сайгаков – пыль, стук копыт по твердой, как помет верблюда, выжженой земле приаральских степей…
Сайгаки – западная стена.
Степь
В традиции храмовых росписей западная стена посвящена сцене Страшного Суда. Сюжет этого изображения вроде бы прост по смыслу и сложен по композиции. Как правило, это многофигурные картины с кругами ада, многочисленными и разнообразными грешниками и всяческими формами их изощренного мучения соответствующими персонажами, призванные ужаснуть зрителя и удержать от совершения грехов в жизни земной. А также к тому, чтобы покинуть помещение, в котором он внезапно оказался.))
При чем же тут сайгаки и степь? Мы же хотим выявить метафизический смысл этой фрески! Попробуем…

Сайгаки и целинные земли
Степь на фреске Ватагина – это бесплодная земля, иссохшая без животворящей влаги, как душа грешника, тоскующая по росе Божественной благодати. Живая тварь, словно сорвавшееся в паническом бегстве стадо, мечется по этой пустыне, не находя пристанища, пищи и прохлады. Суетна жизнь грешника. Вспоминаются первые строки самого первого псалма Давида – «Не тако, не тако нечестивии, но яко прах от лица земли…». Только прах и пыль поднимается за стадом сайгаков, а сам облик этих животных напоминает образы нечистой силы – рога, копыта, странные, носатые, искаженные морды… Чем не аллегорическая картина Страшного суда?
Кажется, что чувствуешь привкус пыли на губах, песок скрипит на зубах, ступнями ощущаешь, как вибрирует пол фойе, словно вдалеке по мосту идёт груженый товарняк и колёсные пары стучат на стыках рельсов. Куда несетесь? Везде беда… Ведь на дворе эпоха освоения целинных земель, и по призыву партии комсомольская молодёжь Советской страны тысячами валит в североказахстанские степи, чтобы распахать их для нужд социалистической родины.
«Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство... было зеленою, девственною пустынею... Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов... занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще... Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»
— Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
Новое поколение преобразователей природы сейчас вплотную займется этим золотым океаном. Колос пшеницы, занесённый Бог знает откуда? Заколосится не один, а миллиард колосьев. Правда, не останется ничего больше, кроме пшеницы: не будет птичьих свистов, не будет цветов, ястребов. Тучи гусей? Не-е-е-т, уже нет. Про сайгаков Николай Васильевич умалчивает, видимо, уже в те времена с ними было не всё так хорошо. А уж сто лет спустя – и подавно. Плоская и бурая, как пригоревший блин на сковородке неумелой хозяйки в первый день масленицы, равнина – вот все, что осталось сайгакам. Да ночные преследования на грузовиках ГАЗ-66 с пьяными строителями коммунизма с ружьями в кузове.

Вот и несется на картине Василия Алексеевича испуганное стадо неизвестно куда, словно русская тройка – только «видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух». Да орёл-могильник спустился и сузил круги над мертвечиной.

Предположительно впечатления для сюжета этого панно Ватагин получил в заповеднике Аскания-Нова в 1927 году.
Вот как сам он об этом пишет: «Впечатления от Аскании были новы, сильны и поразительны! Впервые я увидел стада антилоп, бизонов, зебр и страусов, свободно пасущихся в степи. Тогда еще Аскания сохраняла традиции ее основателя Фальцфейна – богатого любителя животных и природы. Он приобрел многие сотни десятин целинной причерноморской земли и организовал уголок Африки на юге России. И никаких практических целей. Все строительство на основе любви к природе».

Никаких практических целей… Каким контрастом звучат эти слова в нашем теперешнем времени, когда даже заповедники нещадно эксплуатируются так называемым экологическим туризмом, вместо эталонных резерватов нетронутой дикой природы становясь кормовой поляной для инвесторов.
Хитрость и внезапность: амурский тигр.
Уссурийская тайга
Он опоздал. Закон джунглей в действии. Выживает самый быстрый, самый ловкий, самый хитрый, самый осторожный. Хрустнула веточка под мягкой, но неосторожной полосатой лапой – и твой обед несется, грациозно подпрыгивая, сквозь чащу. Но не в этот раз. Изогнув шею, олень отчаянно пытается ускользнуть невредимым. Видно как напряжены жилы, вытаращены глаза. Поздно. Тигр суров и терпелив, он долго прятался в засаде, чтобы сцапать добычу наверняка. В прыжке растопырил лапы с когтями, готовится обрушиться на хребет оленя двухсоткилограммовой массой, смять, свалить с ног, сомкнуть челюсти на мягкой плоти, обхватить последним смертельным хватом трепещущее тело оленя. Хищник и жертва сольются в объятиях, до этого остался один миг. Олень был горд и самоуверен. Тем страшнее его неожиданное падение. Он потерял всё.
Ватагин считал, что в тигре есть «суровость».
Ватагин считал, что в тигре есть «суровость». Природная независимость проявляется в каждом движении этого грациозного зверя. Несмотря на внешнюю, знакомую по кинематографу, мультяшность фигуры тигра, походка животного заключает в себе элемент внутреннего скрытого напряжения и потенциальной готовности к действию. Именно это панно несёт максимальную колористическую насыщенность и живописное разнообразие, соединяя манеру корпусного письма с тонкой лессировкой фигур животных.
Дальний Восток, дикой природе которого посвящены три из восьми панно, произвел огромное впечатление на Ватагина. Здесь художник побывал в 1928 году во время экспедиции по заданию Музея народоведения, то есть спустя пять лет после издания знаменитой книги Владимира Клавдиевича Арсеньева о путешествии по тем же местам – Амуру и дебрям Уссурийского края, среди гиляков, гольдов и удэгейцев. Нет никаких свидетельств того, что Ватагин был знаком с известным произведением «Дерсу Узала», однако вряд ли такое издание прошло бы мимо него. В повести много места уделено и амбе – тигру – хозяину Уссурийской тайги.
Вот как описывает встречу со зверем в тайге сам автор повести:

«Кто не бывал в тайге Уссурийского края, тот не может себе представить, какая это чаща, какие это заросли. Буквально в нескольких шагах ничего нельзя увидеть. В четырех или шести метрах не раз случалось подымать с лежки зверя, и только шум и треск сучьев указывали направление, в котором уходило животное. Погода не благоприятствовала. Все время моросило, на дорожке стояли лужи, трава была мокрая, с деревьев падали редкие крупные капли. В лесу стояла удивительная тишина. Точно все вымерло. Даже дятлы и те куда-то исчезли.
— Черт знает что за погода, — говорил я своему спутнику. — Не то туман, не то дождь, не разберешь, право. Ты как думаешь, Дерсу, разгуляется погода или станет еще хуже?
Гольд посмотрел на небо, оглянулся кругом и молча пошел дальше. Через минуту он остановился и сказал:
— Наша так думай: это земля, сопка, лес — все равно люди. Его теперь потеет. Слушай! — Он насторожился. — Его дышит, все равно люди…
Он пошел снова вперед и долго еще говорил мне о своих воззрениях на природу, где все было живым, как люди.
Не успели мы сделать и 200 шагов, как снова наткнулись на следы тигра. Страшный зверь опять шел за нами и опять, как и в первый раз, почуяв наше приближение, уклонился от встречи. Дерсу остановился и, оборотившись лицом в ту сторону, куда скрылся тигр, закричал громким голосом, в котором я заметил нотки негодования:
— Что ходишь сзади?.. Что нужно тебе, амба? Что ты хочешь? Наша дорога ходи, тебе мешай нету. Как твоя сзади ходи? Неужели в тайге места мало?
Он потрясал в воздухе своей винтовкой. В таком возбужденном состоянии я никогда его не видывал. В глазах Дерсу была видна глубокая вера в то, что тигр, амба, слышит и понимает его слова. Он был уверен, что тигр или примет вызов, или оставит нас в покое и уйдет в другое место. Прождав 5 минут, старик облегченно вздохнул, затем закурил свою трубку и, взбросив винтовку на плечо, уверенно пошел дальше по тропинке. Лицо его снова стало равнодушно-сосредоточенным. Он «устыдил» тигра и заставил его удалиться».

В ответ на предложение подстеречь и застрелить тигра, Дерсу решительно отвечает:
«— Нет, моя не могу. Моя тебе вперед говори, стрелять амба никогда не буду! Твоя хорошо это слушай. Амба стреляй — моя товарищ нету…»

Где гольд Дерсу Узала — дитя природы, и где столичный художник, лауреат Сталинской премии, академик Ватагин? Однако ж, душа и того и другого проникнута мистически-уважительным отношением ко всему живому, и даже дружба между мужчинами зависит от отношения к природе.
А вот другая дикая кошка, другая история жизни и смерти
Ловкость и осторожность: снежный барс.
Тянь-Шань
Да принесут горы мир людям и холмы – правду.
Псалом 71:3
Он красив и строен, несмотря на возраст. Он всегда впереди. Он лидер. Он опытен. На голове огромные закрученные шершавые рога весом под тридцать килограммов. Горы – его дом. Так его и зовут – горный баран или архар. Но на всякого архара найдётся свой снежный барс. Ловкий, незаметный, терпеливый, невидимый ниндзя гор. Невидимый, потому что пепельно-серая окраска растворяется в рисунке сухих камней азиатских горных кряжей. Остался последний прыжок. Архар ничего не подозревает, не видит, не чует барса. Ветер дует в другую сторону и относит запах хищника. Всё предрешено. Завтра восход солнца в этих хребтах встретит новый вожак гарема из 10 самок. Может быть именно из-за них-то и потерял осторожность старый самец, слишком погрузился в раздумья о продолжении рода.
Передний план картины темный, солнце уже давно покинуло этот глубокий распадок жестоких страстей, в котором происходит извечная борьба жизни и смерти – жертв и хищников, победителей и побежденных, хитрости и коварства, боли и страдания.
Ярко освещенные вершины царят над мелкой суетой примитивной формы жизни на своих бесконечных склонах. Горы – высшая форма существования материи.
Горы, как чистое сияние вечного разума, олицетворяют ту высоту, на которую должен подняться человеческий разум, пройдя каменистыми, бесплодными ущельями житейских необузданных страстей. Навсегда оставить их внизу перед последним переходом к горным пикам. Подъём будет труден, но только там, на высотах Света всякая душа живая может напитаться им и сама стать светоносной.
Мощь и дерзость: белые медведи.
Новая Земля
«Кругом мрачные глыбы синих гор, прорезанные впадинами с нетающим снегом, каменные осыпи скрывают их подножие, а на вершинах лежат облака неподвижно, несмотря на сильный ветер, – суровый обнаженный ландшафт первозданного скелета Земли. И всюду камни, камни, камни – обломки окружающих гор. Прелесть маленькой картины спешно цветущих желтых маков и других растений, ютящихся между камнями.
Становилось холоднее. Пароход «Малыгин» шел во все более тесном окружении льдин уже местного происхождения, тюлени «вставали» между ними, следы белых медведей встречались на льдинах».
В.А. Ватагин. «Воспоминания»
На незваный обед голодных ртов
Невесёлая картина вечной круговерти судьбы – хищник нападает, жертва убегает – изображена и на этой фреске. На этот раз жертве не повезло. То ли сытный жирный рыбный обед, то ли еще едва-едва пригревающее северное апрельское солнце сморило в сладкой тёплой дрёме тюленя, но что-то отвлекло его внимание. А медведь воспользовался слабостью и схватил добычу, прежде чем та соскользнула в гладкий темно-зеленый зев проруби.
Но и для успешного хищника охота еще не закончилась. Тюленей не просто мало, а от года к году меньше и меньше, голодных же медведей много тут бродит – надо выиграть конкуренцию с желающими подкрепиться на дармовщинку близкими родственниками. На незваный обед голодных ртов готово заявиться много, но пока появился только один.
Мизансцена проста, сурова и величественна, как всякая картина Севера. И снова горы наблюдают за тщетной суетой у своих подножий. Среди нагромождения высоких обледенелых пиков, покрытых клоками то ли низких облаков, то ли остатками тумана, широким голубым языком, словно дорогое колье из карбункула, спускается в глубокий вырез бухты ледник. Белое безмолвие, так это называется у классиков северного эпоса. В этой тишине тем большим диссонансом звучит глухое и хриплое рычание двух огромных зверей, делящих добычу. Нет, не делящих, а стремящихся отобрать друг у друга.
Паразитировать друг на друге легче и выгоднее, чем добывать пищу в Арктике самому. Как это похоже на нас. Отжать, урвать, схватить, цап-царапнуть, присвоить чужое, отобрать у другого то, что не принадлежит тебе. Хотя и своё-то едва переварить способен. А можно ведь и поделиться, а можно потом вместе заохотить новую добычу. Вместе проще, быстрее, эффективнее, добрее. Но не слышат медведи. Моё! В гневе защищает хозяин своё от чужака, рёв ярости стоит над Белым безмолвием.
«Новая земля»
В кинофильме Александра Мельника «Новая земля» происходит похожая трагедия – в экстремальной ситуации люди не могут договориться друг с другом, дичают, звереют, превращаются в животных, пожирают друг друга. Сначала в переносном, а потом в буквальном смысле этого слова.
Картина Ватагина написана за 100 лет до фильма, за век до нашего времени. Но её сакральный смысл — «Не убий!» — не перестал быть актуальным для каждого, здесь и сейчас.
Величавость и напор: маралы.
Уссурийская тайга
По рогам встречают…
В прозрачных осенних широколиственных лесах Приморья только стук падающего на землю маньчжурского ореха нарушает тишину замершей в ожидании первого снега тайги. В этом таёжном угомоне далеко разносится странный гортанный рев. Самцы марала призывают самок и приглашают соперников померяться силами ради возможности внести вклад в генофонд популяции. Тестостерон зашкаливает, глухие удары далеко-далеко разносятся по бесконечным затихшим хмурым падям. Обитатели уремы прислушиваются, всем интересно, чем закончится схватка. Особенно самкам. В конце концов, им в первую очередь важно, чтобы производитель был в силе, а не молодняк какой-нибудь необученный вышел победителем – ни от тигра не защитить, ни тропу к солонцам в глубоком снегу проложить.
Бьются самцы маралов за право первой ночи, аж треск стоит по дальневосточной тайге.

Непредсказуемость и грубая сила: бурый медведь.
Камчатка
Лубочная картинка для туристов-горожан с материка, как говорят на Камчатке: медведь, лосось, вулкан. Вулкан, разумеется, извергается, выбрасывая в тусклое серое северное небо бурый пепел. Камчатка, как её представляет себе обыватель. Видно, что художник на самом деле здесь не бывал. Хотя и видел нечто похожее на Сахалине. Действительность сложнее. Медведи не спешат показаться на глаза, скрываясь в зарослях шеломайника высотой под 2,5 метра, вершины вулканов большую часть года прячутся в облаках, а лосося в реках становится всё меньше и меньше. Пусть хотя бы на картине в музее всё сложится идеально…
Дикий первобытный мир
Пейзаж этой картины груб: бурые и охристые тона склонов вулкана, бурый цвет шкуры зверя, каменистые берега реки, темный, а не серебристый или ярко-красный, вопреки реальности, лосось. Картина представляет собой палитру тяжелого непрозрачного бурого цвета и близких оттенков.
Массивная, неуклюжая, гротескная, кургузая фигура медведя повторяет силуэт сопок заднего плана и даже форму сглаженного конуса извергающегося вулкана. Медведь, как тотем, как дух этого края, неуживчивый, непредсказуемый, неуправляемый, неукротимый. Постоянно голодный. Это какой-то еще не до конца законченный, первобытный дикий мир в процессе если не творения, но становления. Слабым тут не место. Человека тут еще нет. Да он тут и неуместен. Дикий первобытный мир: вулкан, медведь, река, лосось. Камчадальский бог-Творец мира – ворон Кутх – пока еще больше ничего не успел создать.
Неудивительно, что именно таким мог запечатлеться у Ватагина образ медведя под впечатлением от жестокого праздника у гиляков: «Зверя-бога привязывают ремнями под мышками к перекладине между двух столбов и ритуально убивают будто бы стрелами и после торжествен вкушают мяса и крови своего божества».
С другой стороны, что-то человеческое, неуклюжее и милое есть в этой фигуре медведя, разухабисто размахивающего лапой в попытке поймать лосося. И тогда начинаешь его любить благодаря Ватагину, одним из первых позволившему себе поэзию в анималистической живописи, попробовавшему доказать, что животное может быть красиво и значительно само по себе.
Уверенность и невозмутимость: стадо зубров.
Кавказ
«Только к вечеру дорога повернула к горам, и перед нами открылось зрелище, которое никогда не забуду. Облака вдруг исчезли, и, как по волшебству, открылся весь хребет: внизу виднелись зеленые предгорья, над ними громоздились обнаженные хребты, а над ними, высоко в небе царили снежные вершины главного хребта. Да самого Алагира манила нас панорама гор, все время снижаясь, а когда вошли в Алагир, невысокие, лесами покрытые предгорья загородили нам высокие хребты».
В.А. Ватагин. «Воспоминания».

Тихий вечер в диких горах Кавказа
Что может быть прекраснее тихого вечера на курортах Кавказа? Только тихий вечер в диких горах Кавказа. Солнце уже скрылось за хребтом, долина погружена в глубокую сиреневую тень. Зеленые струи прозрачной горной реки омывают копыта мохнатого быка с черными обсидиановыми рогами. Он только что уверенно, не хоронясь, вышел из душных зарослей молодого кизильника. Старшой должен всё проверить, прежде чем остальное стадо начнёт водопой. Зубры тут не одни – семья кабанов, оставляя вокруг острый кисловатый запах, пришла чуть раньше. Глубокий каньон хрустальной реки уже поглотила мягкая южная тьма, но вершины гор еще освещены солнцем.
Зубр сыт и спокоен. В его брюхе, раздутом от съеденной за день травы, идет сложный пищеварительный процесс. Эта мощная скульптурная фигура смотрит только вниз, на землю, озабочена только собственной сытостью, довольством собой, покоем. Что еще нужно, чтобы встретить старость в прохладной долине Кавказских гор? Не манят быков и диких свинок сияющие высоты, как и на соседней фреске – настойчиво, но безмолвно зовущие оторваться от сочных пастбищ, поднять взор горе’.
Зубр издавна служил символом сил природы, плодородия, имел культовое значение для языческих народов. Зубр – это сила и природная мощь. Мощь земли. Которая притягивает наши взоры к ней, отвращая от созерцания неба. Взор зубра прикован к земле, хтоническому началу, гедонизму, эросу, потреблению. Стадо зубров на картине Ватагина – внизу, в темной долине реки, которую уже покинули лучи солнца. А может быть никогда сюда и не проникали, в это темное царство. Река… вроде бы воды её и прохладны, и чисты, но… в них стоит… стадо кабанов. И даже как будто слышно, как у них бурчит в толстом и лохматом животе, набитом кормом.
По Библии, свиньи – животные нечистые, оскверняющие Обетованную землю. Река на фреске выглядит мифологическим потоком Стикс, разделяющим царство живых и мертвых, царство вещности и вечности. Вечность! Каким же контрастом угрюмым сытым животным звучит на этой фреске тема сверкающих вечных горных вершин! Прямо таки Рериховских вершин. Зубры, несмотря на видимое величие, никогда не смогут достичь этих высот, даже мысль такая не закрадется в невеликий по объёму мозг травоядного существа, с трудом решающего проблему поиска примитивного корма. Вечно призваны бродить по темным долинам вещности, бессмысленно пережевывая бесконечную жвачку идеального потребителя. Горы? А что это? А зачем они? Нет, не слышали…
Композиционно эта фреска напоминает знаковую картину Николая Рериха «Танг-Ла. Песнь о Шамбале» (1943). На пылающем небе розовеют высочайшие вершины Тибета, образуя как бы замкнутый круг. Извилистые очертания горной реки вдали, а на переднем плане — крутые откосы и зубчатая стена утёсов. На одной из скал — одинокая фигура, созерцающая величие заката, устремлённая вдаль.
Но в отличие от картин Рериха, у Ватагина ни в одном сюжете нет персонажа, обращённого к горным вершинам — человека. Где же его искать? Для этого у нас в фойе есть огромное зеркало. Подойдите к нему. Персонаж, который должен быть устремлен к высотам созерцательного и познавательного духа — это… мы. Мы с вами.
Финал: мы и персонажи картин Ватагина
Помимо материальных предметов, музей хранит нетленные экспонаты – смыслы и ценности
Музей касается каждого. Музей создан и наполняется людьми – для людей
Василию Алексеевичу Ватагину были близки идеи синтеза науки, религии и искусства. Он считал, что путь совершенствования человека идет через познание окружающего мира природы – разными путями. Наука – один из них. Важный, но не единственный. Науку делают люди – для людей. И становится понятно, почему людей нет на картинах художника в музее. Потому что музей не может быть пуст, он должен быть наполнен людьми, иначе теряется смысл его существования. В пространстве музея диалог идет не внутри замкнутого художественного сюжета картины, как у Рериха, а между картиной и тем, кто ее смотрит и кто ее думает. Музей касается каждого. Музей создан и наполняется людьми – для людей – нами и вами, вместе предстоит совершать это восхождение.
Для чего нужны музеи? Хранить то, что рано или поздно все равно будет разрушено? Ведь в нашем мире это неизбежно. Все истлеет рано или поздно. Все будет изъедено, источено насквозь невидимым, неумолимым, неутомимым, прожорливым жучком времени. Мы пытаемся сохранить, но знаем о своём поражении в битве со Хроносом.
Помимо материальных предметов, музей хранит нетленные экспонаты – смыслы и ценности. Но музей не должен их консервировать и прятать в недоступные никому хранилища и подвалы. Цель музея – транслировать эти смыслы миру и человеку. В этом его миссия. Хранить и показывать, рассказывать и учить.
Но музейные предметы молчат. Сами по себе они не могут вступать в общение с посетителем. Ещё на заре становления Зоологического музея его директор Анатолий Петрович Богданов писал о необходимости «объяснения» коллекций для публики.

Какую же миссию выполняют картины В.А. Ватагина в музее? Они помогают мертвой и безгласной естественно-научной коллекции начать диалог с посетителем через эмоции. Предметы молчат; картины – рассказывают. Картина – это текст, который посетитель начинает читать уже с первых шагов во входном нефе музея. Картина – это рассказ. Грустный, как осеннее Белое море с криками чаек, нестерпимо зовущих куда-то вдаль; или бодрый и весёлый, как утренние амазонские джунгли с резкими, но такими домашними криками попугаев и туканов; задумчивый, как голый и пустынный, скрытый в пелене туманов, силуэт еще не названного первооткрывателями арктического острова со следами белых медведей на запорошенном свежим снегом ледяном припае; или пронзительный и яркий, как живопись Гогена, опрокинутый на землю небесный простор весенней цветущей степи.

Картины оживают и оживляют...
Страдающая плоть
Я долго пытался подобрать ключ к тому, как закончить этот рассказ об оживших сюжетах картин Ватагина. Но Ватагин снова сам помог это сделать. На одной из страниц его воспоминаний словно бы невзначай проскользнуло: «Был слеплен «Барс и олень» – единственная из моих хищных скульптур – как символ «страдающей плоти». (В.А.Ватагин. «Воспоминания», 2017, с. 255). «Страдающая плоть» – это прямое цитирование библейского текста, с самого начала вынесенного в эпиграф. Таких совпадений не бывает. Если только разные люди не думают об одном и том же, в одном культурном пространстве.
Фрески Ватагина – не просто «животный мир степей, тайги и гор», плюс мамонты. Тогда можно было бы изобразить животных так, как он их написал для Зоогеографического атласа профессора Мензбира на заре карьеры художника-анималиста – просто группы животных в определенном ландшафте. Нет. Здесь, в фойе Зоологического музея картины Ватагина оживают и продолжают жить. Жить уже в нашем сознании, памяти, рефлексии о себе и об этом мире. Мире страдающем. Мире несовершенном. Ждущем откровения. От нас и о нас.
Картина – это символ, а символ это способ соединения двух реальностей – временного и вечного. Символ в этой картине мира становится посредником, инструментом, с помощью которого художник намекает зрителю на ценности другого мира, «раскрывает в вещах окружающей действительности знамения иной действительности», как писал об этом один из самых знаменитых символистов начала прошлого века Вячеслав ИвАнов.
Люди мыслящие и наблюдательные должны понимать, что природа находится в ненормальном состоянии. Слышать её вздохи: — Стенает и мучится… В том и другом выражении содержится намек на то, что природа испытывает такие же тяжкие страдания, какие испытывает рождающая женщина – в греческом оригинале текста стоит слово, которое означает «муки роженицы». Этим автор цитаты подчеркивает, что мучения природы не бесцельны: она тщится породить новую жизнь, но не может этого достигнуть. Не может достигнуть без нас. Взаимосвязь и взаимозависимость страданий человека и физического творения, частью которого он является, и в среде которого существует, глубоко чувствовал и глубоко переживал Василий Алексеевич Ватагин. Но он также понимал, что и преодоление этого состояния зависит от нас – для этого нужно наблюдать, мыслить, сопереживать, сострадать, действовать…
«У каждой существующей печали –
Сто отражений.
Каждое из них
Не есть печаль, лишь сходно с ней по виду.»
— Уильям Шекспир. «Ричард II»
Задержите взгляд на холстах Василия Ватагина, когда придете в Зоологический музей МГУ
Кликните на картинку и если мы что-то про неё сумели подумать, то мы поделились и с вами