Абстрактный зоологический детектив

Картины к выставке
или
Отходы производства

Неизвестный Кандинский в фондах Зоологического музея?
Посетитель:
Это что у вас такое, Кандинский?
Экскурсовод:
Нет, это побочный продукт 3D-сканирования.
Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств.
Василий Кандинский, «О духовном в искусстве»
Узок круг этих революционеров – это про художественную тусовку Москвы начала 20-го века. Все знали всех. Не то, чтобы дружили, творческий бульон такой был. И в этом бульоне происходили неожиданные встречи, пересечения судеб, творческие взаимовлияния и заимствования. И революции. И открытия. Иногда даже новых направлений живописи.

В начале 1910-х годов, до Первой мировой войны, уже известного тогда художника-анималиста Василия Ватагина Дарвиновское общество пригласило сделать альбом Берлинского зоопарка, который считался самым лучшим в Европе. Ватагин приехал в Германию и стал рисовать живых зверей с натуры. Однажды, летним днем, когда он рисовал слона, то увидел, что тот берет в хобот палочку и водит ею по земле, оставляя в пыли странные знаки. Художника это чрезвычайно удивило, и он поделился своим наблюдением с директором зоопарка. Тот сказал, что знает об этом, более того, поведал Ватагину, что об исключительных умственных способностях слонов писал еще Плиний Старший в своей «Естественной истории». Так или иначе, но история со слоном-писателем дошла до Василия Кандинского, который в этот период также проживал в Германии. Почему-то (возможно в силу увлечения буддизмом в этот период, с его концепцией переселения человеческих душ, в том числе в животных) Кандинский страшно заинтересовался этой историей, тем более, что источником был знакомый ему еще по Москве художник. Настолько заинтересовался, что приехал в Берлин и, по свидетельству Ватагина, проводил у вольеры слона длительное время, наблюдая за его графическими упражнениями. Более того, под влиянием увиденного, Кандинский сделал слона главным героем одной из своих картин. Вот только не вполне понятно, какой именно.
Впоследствии стала каноничной история о том, как, собственно, Кандинскому пришла первая мысль, которая послужила триггером к зарождению нового направления в живописи – абстракционизму. Однажды он поехал к своей подруге Габриэле Мюнтер, уже в сумерках зашёл в ее мастерскую и бросил взгляд на одну из картин, которая была прислонена к стене. Вечернее солнце создавало игру света и тени в комнате. На картине не было ни единого знакомого образа. Просто набор цветных пятен и линий. Но они так гармонично сочетались, что Кандинский невольно залюбовался. Очнулся и понял, что это было его собственное полотно! Он не узнал ни одного предмета, потому что… картина стояла вверх ногами! Так ему пришла идея, что картина ничего не должна изображать, кроме самой себя. Некоторые биографы художника склоняются к мысли о том, что это было то самое изображение слона из Берлинского зоопарка.

К чему это все, при чем тут Зоологический музей и что это дает нам? А вот что: Ватагин много-много лет был штатным художником Зоологического музея МГУ. Кандинский был знаком с Ватагиным. Оба были в Берлине у вольеры со слоном. Ватагин послужил причиной, по которой Кандинский заинтересовался необычным животным и изобразил его на некой своей картине. Толчком к началу нового творческого искания Кандинского послужило неузнавание им своей собственной картины, которой мог быть этот самый «Слон». Дальше – хоть и догадки, но вполне правдоподобные, от них до реальности всего один шажок. Мог Кандинский, уже будучи известным художником-абстракционистом, в знак благодарности посетить Ватагина в Зоологическом музее (тем более, что в качестве приглашенного профессора он читал в Университете лекции о современном искусстве) в Москве, и подарить ему ТУ САМУЮ картину, которая их связывала? А может быть и не одну… Почему бы, собственно, и нет? По крайней мере, у него, как говорят в криминалистике, была такая возможность и был мотив. А картина – это орудие.

Вот такая логическая, историческая, психологическая цепочка обстоятельств, которая могла привести к появлению в художественных фондах Зоологического музея не атрибутированных картин Василия Кандинского. Не атрибутированных, потому что они были дружеским подарком.

Задумайтесь об этом, когда придете в Зоологический музей

Посмотрите на цифровые изображения из собрания музея и сравните с известными картинами Василия Кандинского
Перед вами необычные картинки

Сотрудники музея, занятые оцифровкой коллекций, экспонатов, художественных фондов, архивов, 3D-моделей, ежедневно сталкиваются с обработкой тысяч цифровых изображений. Например, чтобы получить одно единственное изображение жука для нашего сайта, было необходимо отснять, обработать (почистить от артефактов, пыли и посторонних частиц) и склеить около 100 изображений – отдельных слоев. Это так называемый стекинг – сшивка множества отдельных файлов с целью создания результирующего изображения с очень большой глубиной резкости.

Или, скажем, подготовка объемной модели. 3D-сканер создает множество – миллионы – отдельных полигонов в пределах нескольких десятков отдельных слоев с разных ракурсов. Затем происходит аппаратное или ручное совмещение всего этого облака точек в итоговую модель, которую наши пользователи могу рассматривать, вращать, приближать, удалять... Однако, не всегда это совмещение происходит удачно. Слои не склеиваются, не складываются, и на экране монитора инженер-программист получает 3D-мутанта – невозможную, несуразную, небывалую абстрактую картину из различных частей неудачно отсканированной модели. Это не лечится, это цифровой мусор. Приходится удалять такой файл и начинать все сначала.


Но есть нюанс. Это оказалось красиво. И мы решили: не пропадать же добру...
И придумали историю с Кандинским и Ватагиным. Кстати, ее первая часть - сущая правда. Почему бы не быть правдой и продолжению?