музей изнутри

Зачем все это?

Формирование, хранение и значение зоологических коллекций

Самый главный вопрос, который мы задаем сами себе каждый день. Но у нас есть на него ответ! И даже не один. Зоологические коллекции – вещь нужная, и сейчас мы вам расскажем, почему.

Вы думаете, что все животные уже открыты? Конечно, нет. Мест, где не ступала нога человека, на нашей планете уже почти не осталось, и всё-таки ученые постоянно обнаруживают новые виды. Правда, в основном это мелкие животные – насекомые, например, но иногда встречается добыча и покрупнее.
Для того чтобы убедиться, что вид действительно новый, его нужно сравнить с уже описанными. И здесь без музейных коллекций не обойтись. Потому что именно в них хранятся лектотипы – образцы с эталонным для каждого вида набором признаков. Всё как в те времена, когда на Земле ещё было много неизвестных видов животных и ученым приходилось проводить их инвентаризацию: находить, описывать, сравнивать, классифицировать.
Рождение коллекций
А еще нужно отслеживать изменения, которые происходят в природе. Потепление климата, загрязнение окружающей среды, хозяйственная деятельность человека влияют на места обитания животных, а значит и на них самих. Да и эволюцию никто не отменял. Например, зяблики, живущие на какой-то территории сейчас, и обитавшие на ней же 200 лет назад, вполне уже могут оказаться совсем разными птицами. Чтобы это выяснить, тоже нужны образцы для сравнения.
Наверняка вы всё-таки спросите – а зачем коллекции? Ведь можно просто делать очень подробные описания животных. Но попробуйте описать хотя бы такое мелкое и совершенно обычное существо, как домовая муха. Вам придется указать цвет и количество щетинок на лапках, сколько жилок на крыльях и какие они, длину и форму хоботка, цвет налета на среднеспинке, окраску и форму каждого членика усиков, а также форму самих усиков… и еще очень, очень много признаков. Что уж говорить о животных более крупных! Да и описывать их каждый исследователь будет по-своему. Поэтому без чучел, тушек и влажных препаратов все-таки не обойтись.
В 1802 пожертвовал Московскому университету свой Кабинет (музей) натуральной истории П.Г. Демидов. Зоологическая часть коллекции включала 15 чучел млекопитающих (среди которых были обезьяны, муравьед, дикая свинья); 115 чучел птиц (которые представляли все известные в то время отряды и семейства); 30 рыб и пресмыкающихся (в том числе крокодил, рыба-меч, рыба-пила); по несколько тысяч экземпляров моллюсков, насекомых и кораллов.
Наука не стоит на месте, и сегодня реальным стало то, что вчера казалось невозможным.
Например, молекулярные биологи научились выделять ДНК из музейных экспонатов. Любых. Даже очень старых. В том числе животных, которые давно уже исчезли. И тогда получается, что музейные коллекции – это бесценный архив генетического материала. Благодаря им, например, была уточнена систематика птиц. А что если  когда-нибудь ученые научатся из ДНК «выращивать в пробирке» вымерших животных, и мы еще увидим в зоопарке бескрылого дронта? Почему бы не помечтать…

Наука не стоит на месте, и сегодня реальным стало то, что вчера казалось невозможным. Например, молекулярные биологи научились выделять ДНК из музейных экспонатов. Любых. Даже очень старых. В том числе животных, которые давно уже исчезли.
Известно же, что лучше один раз увидеть, чем много раз прочитать или услышать.
Удивительно, но музейные коллекции помогают и в деле охраны исчезающих животных. Взять хотя бы одну из самых редких и таинственных птиц на земле – тонкоклювого кроншнепа. Ученые считают, в мире их осталось не больше 270, а скорее всего, даже меньше. Известно, что гнездятся они в Западной Сибири, но гнезда находили только дважды, и то в начале прошлого века. Однако если не найти гнездовий, ни охрана, ни изучение тонкоклювых кроншнепов практически невозможны… Что же делать? Исследовать музейные экземпляры. Дело в том, что когда птенец растет, в его оперении накапливаются определенные микроэлементы и редкие металлы. Их соотношения уникальны в каждой точке Земли. Так что, имея карту микроэлементов, можно достаточно уверенно сказать, откуда эти птицы.
Ну и конечно, на музейных коллекциях учатся школьники и студенты-биологи самых разных специальностей. Ведь никакое словесное описание или картинки в учебнике не дадут такого полного представления о животном, как музейный экспонат, который можно рассмотреть во всех подробностях, а иногда и подержать в руках.

Задумайтесь об этом, когда придете в Зоологический музей!
И последнее. Они грызут, уничтожают урожай, пачкают, отравляют, съедают, портят, причиняют убытки, вызывают заболевания, переносят возбудителей опасных и особо опасных болезней, сами вызывают опасные болезни, охотятся на нас, едят нас изнутри... - все это делают животные.
А еще они - спасают урожай, ....
И все это тоже животные. Мы изучаем зоологию, чтобы все это было с нами в гармоничном балансе.