В фонотеке музея мы собрали 2500 записей 250 видов животных: насекомых, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих с территории России и Юго-Восточной Азии.
Помните Мюнхгаузена? Как у него в дороге зимой замерзли звуки и потом он наслаждался ими, когда они оттаяли? У нас все гораздо интереснее! У нас работают ловцы звуков!
Представьте, что вдруг вокруг вас исчезли голоса птиц и зверей… Мир без них покажется мертвым, ведь тишины в природе не бывает. Даже в скованном морозом зимнем лесу, даже на улицах города полно таких звуков. Люди обычно их не замечают – для большинства это просто привычный фон. Но для животных каждый звуковой сигнал наполнен глубоким смыслом. С помощью звуков они узнают соплеменников, привлекают и выбирают партнеров, обозначают свою территорию, отгоняют врагов и конкурентов, подзывают детенышей, предупреждают об опасности... Так живут не только птицы, но и насекомые, амфибии, рептилии, млекопитающие – звуки, которые они издают, помогают выживать в полном опасностей мире.
Светлана Гоголева
Куратор фонотеки голосов животных Зоологического музея
Для ученых звуки — это важнейший материал для исследований, способный рассказать о структуре голосовых сигналов, особенностях поведения, географической изменчивости, численности и разнообразии видов и многом другом. Но чтобы всерьез что-то изучать, это нужно научиться собирать и хранить. Еще каких-то 150 лет собирать и хранить звуки казалось невозможным. Но в 1889 году немецкий ученый Людвиг Кох записал на восковой цилиндр голос живущего в клетке белопоясничного шама-дрозда. А в 1900 г. англичанин Черри Киртон впервые сделал запись птичьих голосов в естественных условиях – это были песни певчего дрозда и южного соловья. Но в те времена (и еще долго потом) записывать звуки в природе было так сложно, что мало кто за это брался. И лишь в середине XX века развитие техники облегчило эту задачу. В нашей стране одним из первых записью птичьих голосов в природе занялся Борис Николаевич Вепринцев. Он сконструировал аппарат, способный работать в полевых условиях, и в 1960 году вышла первая пластинка с голосами птиц. С появлением цифровых технологий записывать звуки стало еще проще. Во многих странах мира созданы фонотеки, в которых хранят и изучают голоса самых разных животных.
Фото: Денис Кочетков
Записи в фонотеке – такие же единицы музейного хранения, как чучела, скелеты, влажные препараты и прочее.
Есть такая фонотека и в Зоологическом музее МГУ. Она появилась в 2011 году, когда к нам поступили первые цифровые аудиозаписи из Южного Вьетнама. Сейчас в ней почти 3000 записей. Это звуки 271 видов птиц, 25 видов амфибий и рептилий, 20 видов млекопитающих, 80 видов насекомых из России, Вьетнама, Китая и других стран. Для многих видов записаны разные типы сигналов (для некоторых их больше 20). Еще примерно 3000 записей ждут включения в фонотеку. Все записи хранятся в формате wav и «разложены» по папкам. Каждая папка – это семейство. Так что фонотека – это собрание звуковых файлов, хранящихся на цифровом носителе. Правда, есть и старые записи на кассетах – мы их постепенно оцифровываем. Записи в фонотеке – такие же единицы музейного хранения, как чучела, скелеты, влажные препараты и прочее. Это значит, что каждый аудиофайл должен сопровождаться подробным описанием. В нем указывается: кто делал запись; русское и латинское название вида; количество особей, их пол и возраст; чем они занимались, когда их записывали; расстояние до них, время записи; биотоп, в котором они были встречены; точные географические координаты, в том числе высота над уровнем моря… Без всего этого даже самая редкая запись лишится своей научной ценности и не будет включена в фонотеку.
Мало звук записать. Надо его еще и обработать. Сложно ли это? Да! Судить об этом можно хотя бы по интерфейсу программы для обработки звука.
Кажется, эка невидаль – записывать звуки зверей и птиц – что может быть проще? Сейчас это можно сделать любым смартфоном. Но чтобы сделать качественную аудиозапись, недостаточно хорошо владеть техникой. Нужно уметь найти в природе животное и при этом не спугнуть его, правильно определить, вычленить его голос из окружающих звуков, записать, а потом составить грамотное описание. Всё это достаточно сложная задача, посильная только настоящим знатокам природы. Справится с ней далеко не каждый. Но всему можно научиться. Для этого нужно как можно чаще ездить в лес, в поле, учиться определять птиц и зверей, наблюдать за ними. И, конечно, слушать их голоса. Например, здесь, на сайте нашего виртуального музея.