Похож на червя, но моллюск

Целлюлозно-бумажный комбинат, который съел корабли Колумба

Они приносят убытков на миллионы долларов ежегодно. А может, и ежемесячно...
Эй, слышишь?
Что за шум, что за скрежет?
В тишине штиля
Шипя, шумит вода через шпигаты.
Шкипер, держи ушки на макушке:
Шашень бесшумно копошится,
Шуршит ракушкой в широкой подошве форштевня шлюпа.
Шу – шу – шу – сверлю и шуршу, шуршу, шуршу …

Морская скороговорка

Существа, способные полностью съесть корабль, действительно обитают в океане.
Океан – опасное место для человека. Штормы, ураганы, айсберги, рифы, подводные течения стали проклятием для моряков с тех самых пор, как люди впервые вышли в открытое море. Мыс Горн, ревущие сороковые широты, Бермудский треугольник, опять же. Но это не единственное, что могло потопить корабли людей. Моряки всегда мифологизировали опасности, рассказывая об ужасных морских чудовищах – гигантских змеях, червях и кракенах, которые пожирали суда целиком. Эти байки не так уж и далеки от истины. Существа, способные полностью съесть корабль, действительно обитают в океане. Только существа эти не так эффектны, как их изображали на средневековых гравюрах – это скучные, бледные морские моллюски не более 20 сантиметров в длину. Корабельные черви.
Этапы жизненного пути
1588 год
Морской корабельный червь стал причиной того, что испанский флот проиграл битву британцам в 1588 году, уничтожив их корабли во время блокады в португальских и французских портах.

1731
Корабельные черви, неожиданно размножились в небывалом количестве у берегов Голландии и привели в негодность деревянные сваи дамб, из-за чего под угрозой затопления оказались две приморские провинции этой страны.
1900
В Севастополе, где у этого существа есть свое название – шашень – сваи причалов и деревянные суда, даже небольшие шаланды, не служили более двух лет. Оригинальному способу защиты от шашня, который использовали севастопольские рыбаки, Константин Паустовский посвятил главу «Ржавые гвозди» в повести «Черное море».
1920
В начале XX века Сан-Франциско лишился практически всех пирсов – они были разрушены корабельными червями.

Бич моряков
Мы – бич моряков времен парусного флота. Но и сейчас приносим убытков на сотни миллионов долларов ежегодно: из-за нас тонут корабли, рушатся пирсы и дамбы. Еще древние римляне изобретали яды против нас. Мы едва не затопили Голландию. Мы похожи на червей, но моллюски. Мы моллюски, но раковину используем как сверло. Её строением вдохновились горные инженеры, создав подземный проходческий комбайн для строительства тоннелей. Не путайте наше русское название с любовными интригами, оно, как считает Владимир Иванович Даль,  происходит от того звука, который мы издаём, когда грызем древесину. В Океании нас разводят, чтобы есть. Фу, ну и гадость…  И, да, мы асинхронные гермафродиты.
Вся наша жизнь связана с морем. А море – это путешествия. Но нам тут не рады. Вы – люди – нам не рады. Потому что последние 5000 лет мы грызём все деревянные конструкции, которые вы так или иначе используете в море – шлюпки и шаланды, галеоны и фрегаты – все, что попадает нам на зуб, точнее на раковину, потому что на самом деле мы не грызём, а сверлим.
Черви съели корабли Колумба
25 июня 1503 года две потрепанные испанские каравеллы медленно вползали в бухту, которую потом назовут заливом Святой Анны. Разорванные снасти, грязные латинские паруса, которые едва ловили слабые дуновения восточного ветра. Одно судно заметно кренилось на левый борт. Каравеллы сидели в воде выше ватерлинии и едва держались на плаву. Их борта, если бы кто-нибудь вдруг смог рассмотреть их под лупой, напоминали пчелиные соты – они были пронизаны насквозь сотнями тысяч мелких отверстий и уже не держали напор забортной воды, которую измождённые моряки не успевали откачивать из трюмов.
Сам Колумб писал потом об этом так: «С тремя насосами, горшками и котлами и всеми руками я всё еще не мог сдержать воду, попадавшую в корабль, и мы ничего не могли сделать, чтобы восполнить ущерб, нанесенный корабельным червём».
Едва приблизившись к берегу,  корабли сели на мель и больше уже никогда с неё не сошли. Так закончилось четвертое, последнее и самое неудачное путешествие Христофора Колумба к берегам Америки в поисках прохода в Тихий океан.
Как говорит наука, аборигены съели капитана Кука, а черви съели корабли Колумба, превратив их в деревянную труху всего за два года плавания. Закончилось путешествие Колумба, но не путешествие корабельного червя.
Шашни могут запечатывать свои ходы и долго существовать автономно в глубине древесины.
Как только с корабельным червём не боролись. Египтяне красили борта судов. Римляне обивали свинцом и медью – дорого и богато. На Востоке обшивали козьими шкурами. Потом корабли научились смолить. Капитаны прокладывать маршруты так, чтобы заходить в устья рек для опреснения – заметили, что червь не переносит пресной воды. Древние греки и другие народы Средиземноморья кренинговали корабли на берегу, вытаскивая их для просушки – так появились береговые эллинги античных городов и сухие доки Венеции. Правда, шашни могут запечатывать свои ходы и долго существовать автономно в глубине древесины. Погубить их не так-то просто – требуется время, пока они не задохнутся в своих ходах – месяца полтора.
В особо благоприятных условиях теплых и соленых морей шашень, или по научному Teredo, за 2-3 года превращал корпуса кораблей во вторичный продукт переработки целлюлозно-бумажного комбината. Тут всё зависело от породы дерева. Всё-таки червь хотя и отличается упорством, но маленькая известковая раковина не со всякой древесиной справится. Пиренейский дуб испанских галеонов и ливанский кедр финикийских кинкЕрен сверлить тяжело и долго. А вот кантабрийская сосна дешевых испанских каравелл, паташей и каракк поддавалась гораздо легче.

В мангровые лесах
Так-то мы домоседы. На нашей исторической родине, в илистых мангровых лесах, хорошо – тепло, солено, грязно. Нам, червям, то есть моллюскам, лучше места не найти. Но оказалось, что в глубине души мягкого скользкого червя-домоседа скрывалась неистребимая тяга к приключениям. Как только человек начал осваивать море, мы стали селиться в подводных частях деревянных судов и быстро расширили свой природный ареал. Безбилетными пассажирами мы путешествовали, преодолевая  тысячи километров по прихоти уже не морских течений, а пассионарного стремления морских авантюристов, первооткрывателей, пиратов и учёных к познанию окружающего мира, славе, золоту, богатству, да и просто присущей определённой  части человечества непоседливости и стремлению к перемене мест.
Как мы вас сверлим
Так, тут, главное, хорошенько упереться всем телом, точнее, ногой, внутри канала, точку опоры, так сказать, обрести. Задраить внешний люк роговыми пластинками, чтобы повысить внутри гидростатическое давление, в-о-от, теперь начинаем. Раздвигаем створки раковины и не торопясь, как  рашпилем, сдираем древесину слой за слоем. Внешней раковины у нас нет, редуцировалась за ненадобностью, а вот железы, которые выделяют известь, остались и очень даже пригодились – стенки хода  изнутри мы укрепляем тонким слоем известковых отложений, точно так, как шахтеры крепят штольни. Корабль, свая, деревянный обломок становится нашей коммуналкой до самой смерти. Раз поселившись, жилплощадь уже не меняем. Поэтому и правила общежития строгие: как бы густо мы не заселяли древесину, если кто-то за стенкой прогрызает свой ход, мы уважаем личное пространство соседа, ходы наши не пересекаются. 

Мы хитры: проникаем в древесину в стадии личинки, входные отверстия имеют микроскопический размер и мало заметны. Мы уже вовсю грызём, а вы ничего не подозреваете. Поэтому часто оказывается, что древесина внутри полностью источена, хотя снаружи выглядит невредимой. Диаметр хода увеличивается по мере нашего роста и может достигать 5 см при двухметровой длине.
Стальные борта современных кораблей шашни еще не научились грызть, так что у них есть ещё куда эволюционировать
С развитием алхимии и химии подводную часть корпуса стали пропитывать ядовитыми растворами, а поверх красили свинцовым суриком, который и сам по себе тоже ядовит. Уже в XIX веке, в 1830 году, Карлом фон Рейхенбахом при дистилляции дёгтя бука открыл креозот – вонючую маслянистую жидкость. Его стали использовать для защиты древесины, в том числе и для пропитки обшивки судов. Креозот плохо вымывается водой, пахуч и ядовит. И уже казалось, что вот-вот корабельные черви отступят и с позором уползут в свои родные мангровые заросли. Но тут изобрели железобетон, который стали использовать для строительства гидротехнических сооружений, да и эпоха деревянного парусного флота внезапно закончилась. Стальные борта современных кораблей шашни еще не научились грызть, так что у них есть ещё куда эволюционировать.
Первое устройство, которое сконструировал английский изобретатель французского происхождения Марк Брюнель для строительства тоннеля под Темзой, имело диаметр 6 метров. Конструкцию своего проходческого щита Брюнель подсмотрел у корабельного червя.
Так что же это за твари такие, которые съели корабли Колумба, нещадно грызли Черноморский флот и чуть не затопили Голландию?
Червь оказался вовсе не червь. Чего не сделаешь ради эволюционного прогресса. Даже из своей раковины вылезешь и червём заделаешься. И ведь получилось! Известно 70 видов этих моллюсков, которые распространены по всему Мировому океану, у нас в стране они до сих пор наносят огромный ущерб деревянным постройкам в Балтийском и Азовском, Черном и Японском морях.
Общая конструкция или, как говорят ученые, план строения, корабельного червя оказался настолько эффективен, что вдохновил инженеров на разработку бурового устройства для проходки туннелей в толще грунта – горно-проходческий комбайн. Дело только в масштабе – шашень сверлит отверстия диаметром максимум три сантиметра, а первое устройство, которое сконструировал английский изобретатель французского происхождения Марк Брюнель для строительства тоннеля под Темзой, имело диаметр 6 метров.

Корабельные черви грызут древесину, а мы, люди, грызём землю совершенно аналогичным образом.

If a building becomes architecture, then it is art
Самые крупные черви вырастают до полуметра. На заднем конце животного расположено два тонких длинных сифона с парой хитиновых пластинок у основания.
Взрослые корабельные черви живут в ходах, которые протачивают в древесине с помощью своей модифицированной раковины, состоящей из двух половинок. Зазубренная раковина располагается на переднем конце червя, она небольшая – диаметром до 1 см, но очень крепкая – прекрасный инструмент для сверления дерева. Самые крупные черви вырастают до полуметра. На заднем конце животного расположено два тонких длинных сифона с парой хитиновых пластинок у основания. Сифоны могут вытягиваться из туннеля наружу и служат одновременно для дыхания и фильтрации воды – так шашень питается. Хотя и опилками, которые образуются в результате сверления древесины, тоже пользуется. В случае опасности черви втягивают сифоны внутрь и закрывают отверстие пластинкой, словно задраивая люк в переборке отсека подводной лодки.

Насчёт опилок. Это вообще считается едой? Не уверен…
Тут вы, учёные, как-то уже определитесь. Неужели за столетия борьбы с нами вы так и не поняли толком – мы их перевариваем или нет? Мы свои тайны раскрывать не собираемся, но есть две версии.

Переваривать древесину в дополнение к фильтраторному питанию – это выгодная пищевая стратегия
С одной стороны, не пропадать же добру – сестон, которым мы питаемся, вещь ненадежная – то ли он есть, то ли его нет. Сестон – это наш любимый коктейль на вечеринке – планктон пополам с детритом – органическими остатками, плавающими в океане, как фрикадельки в бульоне. Его количество зависит от времени года, температуры и солености воды. Зайдет корабль для опреснения в устье реки – клади зубы, то есть раковину, на полку. На голодный желудок пиренейский дуб особо не посверлишь, тем более твердое как железо махагони. Поэтому чисто теоретически переваривать древесину в дополнение к фильтраторному питанию – это правильная пищевая стратегия.

С другой стороны, чисто логически рассуждая: вот идёт тот самый проходческий комбайн по тоннелю под Темзой, который Брюнель строил. Идёт он себе, идёт, а-а-а… породу, которую он рассверлил, куда девать? Брюнель-то предусмотрел эту ситуацию – на его буровой платформе стояли горняки, которые лопатами убирали грунт.
Или вот герой фильма «Побег из Шоушенка» – копал подземный ход из своей тюремной камеры на волю, землю выносил в отворотах брюк и рассыпал по двору тюрьмы во время прогулки, чтобы надзиратели не заметили. Долго копал, десять лет. Но ему спешить некуда было, у него пожизненное.
А нам как быть? Куда опилки девать? Ведь их много, весь проход загромоздили. Да и отверстие входное, как мы помним, всего несколько миллиметров, не пролезут туда все отходы сверления. Вот и получается, что деваться червю некуда – надо опилки… есть. То есть вот ртом. Съесть и переварить, а утиль – за борт. Но есть нюанс. Опилки так просто не перевариваются. Это целлюлоза с лигнином. Без специальных ферментов вообще с ними не справиться. Что делать, как быть?



Выручают отношения
И тут, как всегда, выручают… отношения. Симбиотические, ничего такого. В наших жабрах поселяются бактерии Teredinibacter, которые выделяют нужные нам ферменты. Они так и называются – целлюлазы и нитрогеназы, расщепляют целлюлозу и фиксируют азот, которым древесина не богата, для синтеза необходимых аминокислот.
Что такое целлюлазы по простому? А вот модные потертые джинсы из магазина — как раз теми же ферментами, что и у бактерий из жабр корабельных червей, их и обрабатывают, чтобы придать эпичный вид. Только в случае ваших джинсов ферменты из грибов получают.

Но есть еще один нюанс. Бактерии в жабрах, а целлюлозу надо переваривать в пищеварительном тракте – это немного разные места организма. И вот до чего додумались корабельные черви – они по специальным каналам, как по пожарным рукавам, перекачивают ферменты бактерий из жабр в желудок. Правда, эти каналы в три раза тоньше человеческого волоса – всего 30 микрон. Как выразился автор этого открытия – Дэн Дистел, директор Центра изучения генома океана: корабельный червь — это крошечная модель большого завода по перегонке целлюлозного этанола.
Так что корабельные черви приспособились совмещать приятное с полезным, — чтобы удалить опилки из тесного тоннеля, в котором он обитает, моллюск в любом случае вынужден пропускать их через пищеварительный тракт, где при помощи бактериальных ферментов расщепляет целлюлозу до легкоусвояемых углеводов. Дополнительным источником питания корабельного червя, как у других двустворчатых моллюсков и принято, остаётся сестон. Закрепившись в убежище, тередо выставляет сифон из входного отверстия и фильтрует воду.
Эти два метода питания разделены по времени. Бурение тоннеля требует увеличения гидростатического давления внутри полости тела, чего можно достичь, только если сифоны втянуты, а труба закрыта крышками, роль которых, таким образом, не ограничивается защитой входа в туннель.
Как мы осваиваем Мировой океан
Мы очень и очень плодовиты – пять миллионов яиц четыре раза в год созревает в мантии взрослого моллюска. Вышедшие личинки выбрасываются наружу из ходов и отправляются в свободное плавание в толще океана по воле ветра, течений и волн. Через неделю-другую личинки находят в воде что-нибудь деревянненькое, например флагманский фрегат капитана Френсиса Дрейка, идущий под всеми парусами через Ла-Манш. Дрейк озабочен блокадой испанской Непобедимой армады в порту Лиссабона, а мы уже медленно, но верно приводим его грозный флот в негодность. Впрочем, ровно тоже самое мы делаем и с испанским флотом, тут никакого фаворитизма. К кому наши личинки сумели прикрепиться своими биссусными нитями, тот обречен на переработку в мелкие опилки.

После быстрого превращения в крошечного и на вид самого обычного и безобидного двустворчатого моллюска, наш молодняк принимается скоблить дерево острыми краями раковины. Молодые моллюски за несколько дней неузнаваемо меняют свой облик. Их туловище сужается и приобретает червеобразную форму. После этого они внедряются в толщу древесины и начинают жизнь корабельного червя. Молодь быстро растет и уже через три месяца сама становится способной давать потомство. И вот тут начинаются отношения полов. А с этим всегда сложно.
Большинство двустворчатых моллюсков выделяют яйца и сперматозоиды – женские и мужские гаметы – в воду вокруг себя и дальше просто надеются на лучшее. Разумеется, большая часть гамет погибает, не встретившись друг с другом в безбрежном океане. Это называется трансляционным нерестом.


Но корабельным червям чужда такая безответственность в вопросах продолжения рода. Они подошли к этому процессу системно и практично. Когда вы строите свой дом из таких вещей, как свободно плавающая деревяшка, пусть это даже прекрасная испанская каравелла, которую вы к тому же едите, вам приходится использовать все возможности для спаривания. Случайным связям тут не место. И корабельные черви демонстрируют сложное разнообразие стратегий, позволяющих повысить вероятность репродуктивного успеха.


Некоторые корабельные черви выкармливают своих личинок в специальной защитной выводковой сумке, прежде чем выпускать их в опасную окружающую среду. У других видов самка содержит гарем, насчитывающий до 100 крошечных самцов-карликов, в специальной сумке, куда они помещают свои гаметы для оплодотворения.

Но поведение, которое наблюдали в лаборатории Рубена Шипвея, исследователя из Портсмутского университета, выделяется даже на фоне такого разнообразия стратегий размножения корабельных червей. Это брачное поведение называется псевдокопуляция и представляет из себя самые настоящие любовные шашни…


Корабельные черви – асинхронные гермафродиты, то есть одна и та же особь способна производить и сперматозоиды и яйцеклетки в разные периоды времени. И они имеют два сифона, которые выставляют наружу из своего тоннеля в древесине. Один сифон всасывает воду, другой выталкивает ее обратно. Эти же сифоны используются и для транспортировки половых продуктов. Выглядит примерно как стыковка транспортного корабля к Международной космической станции.

Сначала приемный, или входящий сифон моллюска-реципиента становится неактивным и широко открывается. Сифон моллюска-донора двигается вдоль наружной поверхности древесины, пока не встретится с принимающим сифоном соседа. Как только два одиночества на куске дерева находят друг друга, сифоны переплетаются, и донор передает гаметы реципиенту. Но поскольку червей на одном квадратном метре поверхности десятки, а то и сотни, среди них идет конкуренция за возможность оставить потомство.

Тиндер в Мировом океане не работает
Тередо используют свои сифоны, чтобы бороться и соревноваться друг с другом за то, чтобы ввести гаметы в сифон другого корабельного червя. Некоторые из моллюсков, которых изучали исследователи, получали сперматозоиды в один сифон и одновременно помещали свои собственные гаметы в сифон другого червя. Шашни способны выбрасывать сперматозоиды соседа-конкурента из червя-реципиента, как кукушонок, который выталкивает из гнезда яйца птички-хозяина. А корабельные черви, которые растут быстрее и имеют более длинные сифоны, получают преимущество, поскольку могут добраться до более отдаленных соседей для спаривания.

Когда вы на всю жизнь застряли в одном единственном куске дерева, вы не можете выбежать из него и найти себе пару, даже если у вас есть Тиндер. Да и время тоже тикает: корабельные черви поедают древесину, в которой живут, разрушая по сути собственную среду обитания. Поэтому любая стратегия, которую вы можете найти, чтобы сделать спаривание более успешным, поможет сделать вид более конкурентоспособным.
Сегодня корабельных червей едят в Юго-Восточной Азии и блюдо считается деликатесом.
Корабельные черви приветствуют глобальное потепление! С начала 1990-х годов шашень стал активно расселяться вдоль датского и немецкого побережий Балтийского моря, что стало следствием потепления его вод. А в 2016 году ученые, занимаясь тралением дна Северного Ледовитого океана возле Шпицбергена, нашли живых корабельных червей в палубных досках давным-давно затонувшего корабля. И это несмотря на то, что придумано множество способов борьбы с ними. Похоже, мы на пороге новой войны с Teredo… Возможно, в условиях глобального потепления и угрозы глобального голода пора разобраться с корабельными червями радикально, раз и навсегда. Конечно, они едят наши корабли и причалы с пирсами. Но… мы можем съесть их. Таким образом, решив еще и проблему продовольственной безопасности.

Сегодня корабельных червей едят в Юго-Восточной Азии и блюдо считается деликатесом. Рецепт похож на севиче из креветок. Поскольку тередо близкий родственник мидий и устриц, то и вкус его мякоти сравнивают с этими морепродуктами. Причём тередо растет в несколько раз быстрее, чем любой другой двустворчатый моллюск, поскольку ему не нужно тратить ресурсы на создание раковины. Всего за шесть месяцев они могут вырасти до 30 см в длину. Мидиям и устрицам с их гораздо более крупными раковинами может потребоваться до двух лет, чтобы достичь аналогичных размеров.
PS
Мы гораздо больше схожи с шашнями, чем может показаться. Судите сами.
Пожирая древесину, в которой они живут, корабельные черви разрушают свой собственный дом. И в этом заключается микрокосм нашей собственной ситуации. Здесь, на планете, мы пожираем сами себя, разрушаем свой собственный дом.

Но есть одно ключевое отличие: корабельные черви выпускают в окружающее пространство огромную орду личинок — крошечных кораблей, которые перенесут их ДНК в новые деревянные миры, где они смогут начать всё сначала.
У нас такой опции нет.

Карта места событий
Корабельного червя вы можете посмотреть в Нижнем зале музея, витрина Б32.
Записаться на экскурсию о паразитах человека >>>