Усталость от цифрового и сомнения по поводу реального повышения доступности культуры после оцифровки — это нормальная реакция в наши дни. Интернет сделал свое дело. В начале века это казалось потрясающим открытием — возможность увидеть то, о чем мы читали в книжках. А сейчас нам кажется, что мы хотим большего, мы хотим того, чего не можем увидеть в привычной картинке на экране.
Но мне кажется, что больше этого сейчас, на том этапе, который мы переживаем, мы и не увидим. Речь даже не о том, чтобы сделать культуру доступной в привычном нам понимании: увидеть на экране музей, который мы не можем посетить, или коллекции графики, которые обычно не выставляются. Здесь речь о доступности контекстов, в которые мы можем погрузиться: соединить те картинки, которые мы видим, с похожими и проследить динамику. Задать вопросы на уровне человека, который не является специалистом. Вот он видит картинку, и появляются вопросы совсем простые: вот кружево, вот прическа, вот поза, вот позиция рук, вот позиция головы — а насколько давние это все явления? Когда они вошли в моду? Это явление, которое присуще этой части Европы, или это шире, чем одна страна? Ответы мы получим, когда увидим много картин, или когда увидим агрегированные картинки, настроенные фильтрами и алгоритмами.
Я не хочу утверждать, что ответы на эти вопросы, если они получены в результате машинной обработки, всегда правильные. Это тот же эффект, что и в ситуации пристального чтения и
дальнего чтения — вероятно, нужно сочетать и то, и другое. Но эти вопросы можно задавать и на уровне обычного пользователя, и на уровне исследователя. И в этом смысле оцифровка — это не только картинка. Это картинка с метаданными, с описанием, с контекстами. И вот когда мы соединяем разные контексты, тасуем эти картинки неожиданным образом и задаем неожиданные вопросы — это уже совсем иной уровень, не доступности, а погружения в культуру и, самое главное, развитие процессов познания.
Экономика знания — это такое время, когда каждому человеку хочется быть частью культуры или заниматься творчеством. Творчество и уникальная вещь — это единственное, что ценно в нашу эпоху массовой репродукции. И вот когда человек после своего рутинного дня задал вопросы и за десять-двадцать минут получил на них ответы, над которыми он будет думать, и появятся новые вопросы — вот это уже погруженность и нарратив. Есть люди, которые ходят в музеи не столько за научными исследованиями, сколько за источником вдохновения и творчества. Это новый сегмент пользователей — люди, которые занимаются творчеством, их много, и становится все больше. Например, проект «Орнамика» предлагает рассылку векторных орнаментов, которые дизайнеры могут использовать в своей работе.