Узок круг этих революционеров – это про художественную тусовку Москвы начала 19-го века. Все знали всех. Не то, чтобы дружили, творческий такой бульон был. И в этом бульоне были неожиданные встречи, пересечения судеб, творческие взаимовлияния и заимствования. И революции. И открытия. Иногда даже новых направлений живописи.
В начале 1910-х годов, до Первой мировой войны, уже известного тогда художника-анималиста Василия Ватагина Дарвиновское общество пригласило сделать альбом берлинского зоопарка, который считался самым лучшим в Европе. Ватагин приехал в Германию и стал рисовать живых зверей с натуры. Однажды, летним днем, когда он рисовал слона, то увидел, что тот берёт в хобот палочку и водит ею по земле, оставляя в пыли странные знаки. Художника это чрезвычайно удивило, и он поделился своим наблюдением с директором зоопарка. Тот сказал, что знает об этом, более того, поведал Ватагину, что об исключительных умственных способностях слонов писал еще Плиний Старший в своей «Естественной истории». Так или иначе, но история со слоном-писателем дошла до Кандинского, который в этот период также проживал в Германии. Почему-то (возможно в силу увлечения буддизмом в этот период, с его концепцией переселения человеческих душ, в том числе в животных) Кандинский страшно заинтересовался этой историей, тем более, что источником был его знакомый по Москве художник. Настолько заинтересовался, что приехал в Берлин и, по свидетельству Ватагина, проводил у вольеры слона длительное время, наблюдая за его графическими упражнениями. Более того, под влиянием увиденного художник сделал слона главным героем своей картины. Вот только не вполне понятно, какой именно.