Объемные образы музейных экспонатов

3D-сканирование - это просто фазовый сдвиг, а не научная фантастика
Бэкстейдж
Как мы это делаем

Жизнь быстротечна. Но некоторыми моментами стоит гордиться. И их хочется сохранить. Хотя бы в виртуальном пространстве. И изредка возвращаться к ним. Чтобы вспомнить о том, что у нас неплохо получилось.
Преодоление границ своих возможностей – это развитие. Так и называется специальная Программа, которая поддерживает в МГУ новые креативные идеи и инновации – “Программа развития”. Благодаря ней родился и наш "Музей в кармане" – мы написали проект и получили оборудование на 10 миллионов рублей. Сначала мы думали, что это рутинная работа: сканирую-обрабатываю-раскладываю файлы по папочкам. Но внезапно процесс нас увлек. Оказалось, что цифровизация создаёт новый интеллектуальный продукт, новое знание и даже новые музейные объекты. Но только хранятся они уже не за стеклянными витринами и не на стеллажах хранилищ, а здесь – в общедоступном цифровом пространстве. В новом пространстве нашего старинного музея. Заходите, оно открыто для вас.
В цифровом музее мы снимаем экспонаты на камеры с высоким разрешением, делаем видео 6К, создаём специальное креативное освещение для наших объектов, редактируем изображение в специальных программах, чтобы очистить снимки от артефактов, посторонних объектов и шумов. Благодаря этому вы можете увеличивать фотографии в десятки раз, рассматривать их мельчайшие детали. Мы используем специальную программную обработку, при которой проводится послойная съёмка объекта, а затем - сшивка этих слоев для получения потрясающей глубины резкости. Такого в реальном музее невозможно увидеть – все объекты в витринах за стеклом.

А ведь так хочется все это потрогать, покрутить в руках. К сожалению, в музее это невозможно! Но … не в цифровом музее! При помощи 3D-сканера мы начали обработку наших коллекций и создали линейку объёмных моделей, которые вы можете крутить, как вам захочется. Не в руках, конечно. Но на экране это ещё интереснее, потому что мы подписали самые важные элементы этих объектов. Хотите – изучайте череп крокодила для презентации в школьном курсе биологии, хотите – учите латынь для зачета по анатомии в медицинском институте. Пока объектов не так много, как хотелось бы, но наш сканер работает почти 24 часа в сутки – на сайте цифрового музея постоянно появляются новые 3D-модели.
Билет Петропавловск-Камчатский – Москва стоит 30 тысяч рублей. А ведь где-то надо ещё и жить. Не все школьники с просторов нашей пока еще необъятной родины могут позволить себе приехать в Москву. Да и не все москвичи могут приехать в Зоологический музей на Большую Никитскую, дом 2, ведь жизнь в большом городе – это сплошная суета, нам тут постоянно некогда. Но что, если сходить в музей стало очень просто? Достаточно включить компьютер и поудобнее усесться. Нам хотелось преодолеть все эти искусственные границы времени и пространства. Музей без границ - нам нравится, как это звучит. Но как это сделать? Цифровые технологии позволяют раздвинуть границы обычных возможностей обычной реальности.
Преодоление границ пространства и времени для распространения знаний, культуры и науки мы считаем важным именно в наше время, когда страшные бедствия становятся порождением страшного бескультурья и несвободы мысли, время полной деградации гуманитарных смыслов. Казалось бы, где зоология и биоразнообразие нашей планеты и где гуманитарные смыслы? Нам так не кажется.
Познание живой природы и окружающего нас мира даёт ребёнку и вообще любому человеку необходимую эмпатию, ответственность, понимание глубинной сути вещей. Не случайно именно в эпоху после двух кровавых и жестоких войн такого расцвета достигла голландская живопись в изображении пейзажа: во времена утраты веры в человека, человеческое общество и человечность гуманитарная мысль в наблюдении и познании природы искала высшие смыслы и высшую гармонию. Учиться человечности у природы - ещё одна задача нашего проекта. Учиться у природы, чтобы оставаться людьми.

Александр Ладыгин, занимаюсь тут всем понемногу...
Коллекции виртуального музея в цифрах
Мы постоянно работаем над этим, процесс оцифровки не прекращается ни днем, ни ночью
  • 24
    3D модели
  • 12 345
    фотографий высокого разрешения
  • 3456
    сканов художественного фонда
  • 2567
    оцифрованных музейных объектов
сканирование
Почему сканер - планетарный и что такое книжная колыбель?
Оцифровка на планетарном уровне
Процесс оцифровки музейных коллекций — трудоемкая и дорогостоящая процедура: для оцифровки одного предмета нужно сделать его фотографию (иногда не одну, а несколько десятков или сотен), знать размеры, место сбора или происхождения предмета хранения, описать состояние и историю владения экспонатом. Об этом мы немного рассказываем в истории про этикетки. Кроме картин и двумерных графических изображений животных из наших художественных фондов, к музейным предметам относятся скелеты и шкурки, чучела, тушки, гнезда, яйца, гипсовые отливки следов животных. Каждый из этих артефактов требует своего способа оцифровки. Для работы с ними требуется намного больше ресурсов.

Когда смотришь на то, чего достигли в естественнонаучных музеях других стран, понимаешь, насколько наши музеи более закрыты. Если зарубежное музейное сообщество с помощью «цифры» открывает свои коллекции для всех желающих, создавая совершенно новые практики восприятия, исследования и модели популяризации своих коллекций и научных публикаций, то у нас такой опыт еще только впереди.

сканирование
3D-сканер
Такого вы точно не найдете в наших витринах
печать трехмерных моделей
3D-принтер
Цифровизация, как бессмертие
фотосъемка
Размер имеет значение
Создание цифровых изображений экспонатов в высоком разрешении
Культура в цифровом сите: что остается за кадром
Инна Кижнер — старший преподаватель кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях, научный сотрудник лаборатории «Digital Humanities» Сибирского федерального университета. В интервью она рассказала, каким искажениям подвержены цифровые коллекции музеев, какие культурные явления можно исследовать благодаря оцифровке и как должна выглядеть идеальная цифровая коллекция.
Приводим выдержки из ее интервью «Системному Блоку».

Прочитать полностью можно здесь >>>