Расскажи мне лошадь Пржевальского
Анатолий Петрович Богданов – один из основателей и собирателей Зоологического музея МГУ – ввел в оборот научной популяризации термин «ОБЪЯСНЕНИЯ КОЛЛЕКЦИЙ». И лучше выдумать не мог
В детстве, на даче в подмосковном поселке, куда меня отправляли на лето к бабушке с дедушкой, увидел первый советский телевизор КВН-49. Он представлял собой здоровенный деревянный ящик с экраном 10х10 сантиметров. Для современного мобильного телефона это не так уж мало. Но экран КВН всё же не Ретина и черно-белый. Поэтому перед телевизором ставили лупу – громоздкое сооружение на изогнутых латунных ножках. Лупа состояла из двух желтоватого стекла половинок, между которыми заливали воду. Изображение, конечно, скорее расплывалось, чем увеличивалось, поэтому тот же футбол или хоккей скорее слушали, чем смотрели.

Тогда зажигал такой знаменитый телевизионный спортивный комментатор Николай Озеров. Его разбирали на цитаты. «Такой хоккей нам не нужен!» «Аргентина разрывает Сербию, даже не как Тузик грелку – он её рвет суетясь, – а как домохозяйка рвет старую майку на мелкие домашние тряпочки. Спокойно, методично, успевая при этом проследить, чтобы на сковороде еще ничего не подгорело». Да что на цитаты, на интонации. Вот эта, о хоккее, который не нужен, без его непередаваемой манеры выражаться, теряет весь смак и половину смысла. А сейчас её вообще не понять.

Озеров рассказывал матч лучше, чем показывал самый цветной советский телевизор Рубин. Его эмоции, шутки, стиль речи рисовали в воображении слушателей широкоформатную картинку 80к.

Телевизоры с лупами давно ушли в прошлое, на пыльные, заброшенные чердаки старых дач. На замену пришли плазмы и домашние кинотеатры с объёмным звуком и видео 8к. Нет уже и задорного комментатора спортивных программ Н. Озерова. А вот люди, которые цветную красоту окружающего мира видеть не могут, а могут только слушать и осязать, остались. Таких людей 100 000 только в нашей стране (а это годовой объём посещения нашего музея).
Это инвалиды по зрению.

Анатолий Петрович Богданов – один из основателей и собирателей Зоологического музея МГУ – ввел в оборот научной популяризации термин «ОБЪЯСНЕНИЯ КОЛЛЕКЦИЙ». И лучше выдумать не мог. Уже в начале прошлого века практиковались такие «ОБЪЯСНЕНИЯ» – тактильные лекции – для людей с ограниченными возможностями.
С тех пор мы позиции явно сдали.

Всё-таки пытаемся. Слушайте! Записали 30 выпусков подкаста, а это 10 часов по времени – про музей, людей и зверей, о редких и странных экспонатах. В апреле выходит третий сезон – «Путешествия животных». Любимые лонгриды, под них сладко засыпать в вечерней электричке. Включаешь, и через пять минут проваливаешься… И снится...

Шум прибоя в тумане.
Чей-то последний вскрик.
Опасный берег пустыни Намиб.

https://izmmu.ru/pod

Или вот лошадь Пржевальского. Она в витрине, за стеклом, пощупать нельзя. Как описать? Как – РАССКАЗАТЬ? Как её рассказать тому, кто вообще не знает, что такое лошадь? И не стоял посреди степи и не слушал песнь ковыльного ветра. Ни один экскурсовод этого не сделает, у него физически нет на это ни времени, ни возможности, да и задачи другие. Вот у Николая Озерова, наверное, получилось бы. Хотелось бы послушать, как «ОБЪЯСНЕНИЯ» наших коллекций зазвучали бы в его интерпретации и интонации. «Футболистам легко бегать по полю, а попробуй разумно прокомментировать их действия».

***
Лупа к телевизору КВН-49 много лет провалялась на чердаке нашей дачи, пока мы с братом не кокнули стекло из рогатки, пристреливая новый хулиганский девайс.